Создание адаптивной образовательной среды, обеспечивающей
удовлетворение особых образовательных потребностей воспитанников с особенностями психофизического развития
Сегодня общепризнанным является факт, что наиболее успешно формирование жизненной компетенции детей с особенностями психофизического развития осуществляется в условиях социальной интеграции. Она обеспечивает возможность максимального приближения к реальной жизни, разворачивая разнообразные модели взаимодействий и общественных отношений.
Коллективом ГУО «Ясли-сад № 2 г. Березино» уделяется много внимания созданию условий, которые обеспечат каждому ребенку соответствующий его возможностям уровень развития, благоприятную атмосферу доброжелательного взаимодействия и сотрудничества. Особое внимание уделяется вопросам создания образовательной среды, обеспечивающей реализацию потребностей и возможностей ребенка в соответствии с социокультурными нормами и задачами возрастного развития.
Понятие «среда» отражает взаимосвязь условий, обеспечивающих развитие человека. В этом случае предполагается его присутствие в среде, взаимовлияние, взаимодействие окружения с субъектом.
Образовательная среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Предметный мир детства – это среда для развития всех специфических видов детской деятельности. Развивающая функция предметной среды группы интегрированного обучения и воспитания обуславливает необходимость сочетания традиционных и новых компонентов, что обеспечивает преемственность формирования деятельности от простых ее форм к более сложным.
Для ребенка с особенностями психофизического развития образовательная среда является одним из ведущих средств обеспечения коррекционной направленности образовательного процесса.
Анализ образовательной среды с точки зрения характера обеспечиваемых ею средовых влияний (т. е. насколько они имеют развивающий эффект, учитывают разнообразные потребности и интересы ребенка, способствуют его жизненному самоопределению и самореализации) позволяет нам говорить о развивающей, личностно ориентированной среде.
Анализ образовательной среды с точки зрения наличия в ней условий для успешного присвоения элементов культуры каждым ребенком с учетом его возрастных особенностей, внутренних ресурсов и возможностей позволяет нам говорить об адаптивной образовательной среде.
Поэтому важная задача педагогов и специалистов, работающих в условиях интегрированного обучения и воспитания, - обеспечить адаптивную, развивающую, личностно ориентированную образовательную среду, модифицируя при этом каждую группу средовых ресурсов применительно к детям с особенностями психофизического развития. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна способствовать развитию самостоятельности ребенка, удовлетворению его потребностей сферы, включающей физиологические потребности, потребности в безопасности, любви, привязанности, признании, уважении, самоактуализации, формированию умения общаться, чувствовать себя частью сообщества.
Организация образовательной среды для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Пространство в группе интегрированного обучения и воспитания для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) организуется таким образом, чтобы воспитанники могли в нем свободно перемещаться (в том числе - выполнять движения в различных направлениях при проведении логоритмических упражнений).
Обстановка должна стимулировать речевое развитие ребенка - создаются специальные речевые уголки, которые наполняются различными пособиями для развития мелкой моторики и ручного праксиса; наглядно-иллюстративным материалом по лексическим темам, основным фонетическим группам, а также для развития фразовой речи, фонематического слуха; игрушками для развития диафрагмального, речевого дыхания и др.
При моделировании среды необходимо избегать ее пере-насыщенности, а также помнить, что она должна отличаться определенной динамичностью, т. е. подвергаться постоянному изменению.
Помещения уютные, достаточно освещенные и теплые, дети чувствуют себя в них комфортно. Предметы, окружающие детей, подбираются с учетом возраста и их физических возможностей: секционные шкафы и стеллажи с открытыми полками, легкая мебель без острых углов, низкие шкафчики, выдвижные ящики.
В образовательной среде предусмотрены наборы сенсорных стимулов для развития сенсорно-перцептивной сферы:
- для развития зрительного восприятия: образцы цветной бумаги, пластика, ткани, цветные дощечки, наборы плоскостных и объемных геометрических фигур, мозаика, цветной конструктор;
- для развития слухового восприятия: звучащие предметы и музыкальные инструменты;
- для развития осязания: кусочки разных видов бумаги, ткани, образцы различной древесины, металла, пластика и других материалов, рельефные изображения объектов, тактильные мешочки.
Дети с ТНР имеют нарушения как общей, так и мелкой моторики. Для развития общей моторики педагоги имеют спортивный инвентарь для проведения подвижных игр и развития движений: скакалки, мячи.
В нашем учреждении образования мы стараемся создать все необходимые условия для успешного совместного обучения и воспитания детей, имеющих те или иные нарушения психофизического развития.
Продолжается работа по созданию адаптивного образовательного пространства. Постепенно решаются вопросы образовательного и программно-методического обеспечения, создаётся резерв дидактических материалов, учебно-методических пособий для обучения детей с особенностями психофизического развития.