Дорожная азбука
Город, в котором
С тобой мы живем,
Можно по праву считать букварем,
Азбукой улиц, проспектов, дорог
Город дает нам все время урок.
Вот она, азбука, -
Над головой: знаки развешены
Вдоль мостовой.
Азбуку города помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда.
Я.Пишумов
Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения, воспитание навыков безопасного поведения на улице не принесут желаемых результатов, если не будет тесного контакта педагогов дошкольного учреждения с родителями, личного примера взрослых и постоянного закрепления полученных представлений.
Ребёнок дошкольного возраста не представляет автомобиль в качестве опасности, которая может принести увечье или лишить жизни, наоборот, с автомобилем у него связаны приятные впечатления. Ничего так не влечёт малыша, как автомобиль, будь то игрушечный или настоящий. Ребёнку необходимо доходчиво объяснить, что проезжая часть предназначена исключительно для транспорта, а не для игр. Ещё до того, как идти в школу, необходимо научить детей правильно определять место, где можно переходить дорогу, оглядываться по сторонам, прежде чем сойти с тротуара, как вести себя на остановках общественного транспорта, в транспорте, где и как можно играть.
Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. У дошкольников нет предвидения возможности возникновения опасности в быстро изменяющейся дорожной обстановке. Поэтому они выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути у другой.
Для детей вполне естественно выехать на проезжую часть на детском велосипеде или затеять здесь игру с мячом. Возрастные особенности дошкольников, несомненно, влияют на поведение детей на улицах и дорогах. В пяти-шестилетнем возрасте ребёнок боковым зрением видит примерно две трети того, что видят взрослые, так как он имеет довольно ограниченный угол зрения. Зачастую дошкольник не может верно, определить, что движется быстрее: велосипед или автомобиль. Им сложно правильно распределить внимание и отделять существенное от незначительного. Мяч, который покатился на дорогу, для ребёнка сию минуту важнее всего на свете и может занять всё его внимание. Только с семи лет дети могут более точно отличить правую сторону дороги от левой. И уже с восьми лет они наполовину могут считаться опытными пешеходами, но по-прежнему не могут распознать полные опасностей ситуации на дороге.
Следует учить детей переходить улицу, дорогу аккуратно, внимательно и быстро. Довольно часто дети роняют свою ручную поклажу — игрушки, сумки, билетики, и часто это происходит на дороге. Упавшую при переходе через дорогу вещь поднимать довольно опасно, и ребёнок должен осознавать это. Пусть один раз придётся оставить любимого пластикового медвежонка среди машин, объяснив, что в будущем вещь нужно либо крепко держать, либо передать на «временное хранение» старшим. Это же касается пассажирского транспорта, железнодорожных переходов и даже трамвайных рельсов. Обязательно приучите ребёнка переступать через рельсы, а не ходить по ним — в раннем возрасте сложно понять, как отличить обычное пересечение рельсов от места перевода стрелки. И, конечно же, всегда нужно напоминать малышу о том, что дорога (пешеходный переход, рельсы, причал катеров, остановка транспорта) — не место для игр.
Не всегда на перекрёстках есть светофоры, а зачастую они вовсе не работают. Ребёнок должен знать, что переходить дорогу можно по пешеходной зебре, в особо опасных для перехода местах есть либо подземные, либо надземные переходы. Нельзя переходить дорогу в местах с плохим обзором местности. А в случае особо неудобного перехода лучше дождаться кого-то, кто поможет перейти дорогу.
Терпение и настойчивость являются эффективными средствами, обеспечивающими успех дела.
Учите детей наблюдать. Используйте для этого каждый удобный случай пребывания с ребёнком на улице и в общественном транспорте.
Вот основные правила дорожного движения:
-не спешите, переходите дорогу размеренным шагом;
-выходя на проезжую часть, прекратите разговаривать, при переходе дороги необходимо сосредоточиться;
-не переходите дорогу на красный или жёлтый сигнал светофора;
-переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком «Пешеходный переход»;
-не играйте рядом с проезжей частью;
-не катайтесь на велосипеде в неустановленных местах;
-гуляйте только по тротуару.
Вы с ребёнком вышли на прогулку и собираетесь проехать в общественном транспорте несколько остановок.
Обратите внимание на следующие правила:
-автобус приближается к остановке, и до полного прекращения движения к нему подходить не следует, так как можно оступиться и попасть под колесо, особенно если на остановке много пассажиров;
-зона остановки — опасное для ребёнка место, так как стоящий автобус сокращает обзор дороги в этой зоне, как водителям проходящих машин, так и пешеходам;
-при поездке в автобусе, трамвае, троллейбусе необходима осторожность. Даже опытный водитель не всегда может избежать резкого торможения в аварийной ситуации, поэтому в транспорте ребёнку необходимо сидеть или занимать устойчивое положение;
-первыми из автобуса, трамвая, троллейбуса, такси должны выйти взрослые и принять ребёнка, в противном случае он может упасть или побежать на проезжую часть дороги;
-не выходите с ребёнком из-за машины, кустов, дома, не осмотрев предварительно дорогу.
ИЗЛИШНЕ говорить, какое важное значение имеет хорошо организованный педагогический процесс при обучении детей правилам дорожного движения (ПДД).
Для закрепления представлений и умений детей правильно ориентироваться в той или иной дорожной ситуации важно, чтобы обучающиеся сами выполняли определённый комплекс заданий в виде забавной игры, упражнений, конкретной работы, которые, дополняя теоретические занятия, стали бы своеобразной их иллюстрацией. При этом обязательным условием является многократное, в различных формах повторение действий, имитирующих поведение на улице, с тем, чтобы выработать у детей привычку соблюдения правил. Организовать эти действия можно: в помещении группы, дома (рисование, лепка, вырезание из картона и т.п.); во дворе на специально отведённой площадке с нанесённой на асфальте разметкой, копирующей, к примеру, оживлённый перекрёсток, который дети будут пересекать в роли водителей грузовиков либо пешеходов или велосипедистов; в автогородке, оборудованном необходимыми дорожными знаками, указателями и светофорами; на улице или дороге (для закрепления пройденного материала). Здесь дети могут обнаружить ошибки участников движения, понять их причины и усвоить элементарные меры безопасности и предосторожности.
Знать и соблюдать ПДД нужно каждому, так же, как читать, писать, считать, потому что эти знания необходимы в процессе всей нашей жизни.
Обучать детей правилам дорожного движения необходимо с самого раннего возраста. К трём годам жизни у них необходимо формировать представление об окружающем пространстве и развивать навыки ориентировки в нём, знакомить с некоторыми видами транспорта и частями автомобиля, со светофором и светоотражающими элементами.
Важнейшую роль в ознакомлении малышей с первыми сведениями о дорожном движении необходимо отводить прогулкам, во время которых дети с большим удовольствием будут наблюдать за движением транспорта: грузовых и легковых автомобилей, автобусов, троллейбусов, трамваев. Наблюдая за транспортом можно учить ребенка различать и называть части автомобиля: колёса, двери, кузов, руль, кабина, прицеп.
У детей четырёх-пяти лет необходимо формировать представление о сигналах светофора, расширять навыки ориентировки в окружающем пространстве, учить различать проезжую часть улицы, тротуар, а также знакомить с такими понятиями, как «улица», «дорога», «перекрёсток», «проезжая часть», «тротуар», с различными средствами передвижения, работой водителя, с правилами поведения пешеходов.
Большое место в ознакомлении детей четвёртого года жизни со многими правилами дорожного движения отводится прогулке. Дети могут наблюдать за транспортом, за работой светофора, за движением пешеходов. Важно не только самому взрослому рассказывать во время наблюдения, но и просить ребенка отвечать на вопросы, вспоминать, как они идут со взрослыми в детский сад, в магазин и т.д.
Работу с детьми шести-семи лет по ознакомлению с правилами дорожного движения надо организовать так, чтобы представления, полученные на занятиях, прогулках, экскурсиях в дошкольном учреждении стали прочными и с успехом применялись будущими школьниками. В этом возрасте необходимо закреплять, расширять и углублять представления о ПДД, полученные раньше. По-прежнему можно проводить наблюдения за движением транспорта, пешеходов, заработой водителя, за сигналами светофора. В старшем дошкольном возрасте необходимо расширять знания детей о работниках ГАИ, продолжать знакомство с назначением дорожных знаков, со светоотражающими элементами, с различными ситуациями на дорогах. Ребят необходимо учить правильному поведению в общественном транспорте.
Использованные источники:
1. Авдеева, Н., Князева,О., Стёркина, Р. Основы безопасности детей дошкольного возраста. // Дошкольное воспитание. -1997, - №3, №4. С32, С.5
2. Загвоздкина, Т.В. Безопасность жизни и деятельности дошкольников. – Мн.: Полымя, 2001. – 192с.