Новости проекта
Аттестат соответствия системы защиты информации
Архив электронного дневника.
Обязательно к прочтению
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Развитие мелкой моторики у детей с дизартрией (для воспитателей средней и старшей группы)

Дата: 18 января 2022 в 20:45, Обновлено 18 января 2022 в 20:46

Развитие мелкой моторики у детей с дизартрией

 (Консультация для воспитателей средней и старшей группы)

    Доказано на практике, что речедвигательный анализатор формируется на основе двигательного анализатора. Педагоги дошкольных учреждений и начальных классов, особенно те, что работают с детьми, которые имеют различные аномалии в развитии, хорошо знают, что даже лёгкая дисфункция двигательной сферы в коре головного мозга приводит до вторичного недоразвития движений необходимых для рисования, конструирования и письма.

   Учёными выделено, что формирование речевых областей головного мозга совершенствуется под воздействием двигательных импульсов от кистей рук. Специальные исследования подтверждают следующую зависимость: когда развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; когда развитие движений пальцев отстаёт, то и развитие речи задерживается, несмотря на то, что общая моторика развита, не только нормально, но и выше нормы. В свою очередь, от развития речи и языка зависит развитие памяти, логического мышления, личности ребёнка в целом.

   Таким образом, пальчиковая гимнастика содействует развитию движений мелких мышц; приобретает профилактическое значение для своевременного речевого развития детей; является средством повышения трудоспособности коры головного мозга, является коррекционным средством в том числе, когда развитие речи задерживается. Зависимость уровня развития речи от сформированности дифференцированных движений пальцев рук выявлено Бехтеревым В.М. и Кольцовой. Это проявляется в нарушении точности быстроты, координированности, плавности движений, переключении с одного вида движений на другой. Более ярко моторная неточность выявляется при выполнении сложных движений, которые требуют точной работы различных мышечных групп, правильной пространственно-временной организации движений.

   Несформированность движений рук обуславливает необходимость развития моторики рук по следующим направлениям:

  1. Формирование кинестетической основы движений.
  2. Формирование кинетической основы движения.

 В первом случае основным в работе является развитие кинестетического анализа и синтеза. Основная цель второго направления- переход отдельных движений в серию плавных, последовательных движений.

Требования к организации и проведению упражнений для развития мелких мышц рук.

  Чтобы упражнения были эффективными, они должны проводится систематически, каждый день, длительностью до 10 минут, не меньше 3-5 минут в зависимости от возраста и подготовки тех, с кем занимаются.

  Начинать обучение нужно с более простых упражнений, постепенно их усложняя. Игры и упражнения сначала выполняют в замедленном темпе, постепенно увеличивая его.

  Усложнения в объяснении происходят следующим образом: взрослый только показывает необходимые движения, в качестве образца использует свои руки. Затем такой показ сопровождается речевым объяснением.

    Работу по развитию мелкой моторики проводят педагоги ДУ и родители. Упражнения можно выполнять в виде гимнастики и на занятиях. Новые упражнения лучше предлагать во время пальчиковой гимнастики или в свободное время, их можно предлагать как индивидуально, так и в группе детей. Выполнение упражнений в свободное время может быть под управлением взрослого либо самостоятельно.

 Существует несколько видов игр и упражнений с пальцами:

а) игры без речевого сопровождения и без использования предметов;

б) игры, основанные на использовании различных стихов, потешек, детского фольклора;

в) игры, для выполнения которых нужны какие-нибудь предметы.

Ниже приведены некоторые упражнения для развития мелкой моторики:

  1. Сжимать резиновую грушу или теннисный мячик.
  2. Разгибать и загибать поочерёдно пальцы из кулака в кулак.
  3. Отхлопывать ритм ладонями по столу, затем чередовать положение руки: ладонь-ребро (одной и двумя руками).
  4. Поочерёдно каждым пальцем отстукивать ритм в заданном темпе по поверхности стола.
  5. Перебирать пальцами натянутую резинку или шнурок.
  6. Тренировать руку в захвате мячей различного диаметра.
  7. Вырабатывать переключение движений правой и левой руки(ладонь-кулак, ладонь-ребро-ладони).
  8. Воспроизводить различные положения руки(кулак-ребро-ладонь), пальцев(колечко-цепь-щепоть).
  9. Захватывать поочерёдно мелкие предметы различными пальцами и т.п.     

  Лучшее средство от гиподинамии – подвижная игра. Она развивает общую моторику в целом. Игры с движениями необходимо сочетать с другими видами деятельности. Подвижная игра с её выраженным эмоциональным характером – одно из любимых занятий дошкольников. Характер подвижной игры, её содержание должны быть разнообразны. Это и сюжетные игры типа «Поезд», «Самолёт». Возможно проведение подвижных, бессюжетных игр, упражнений, игр с предметами(с мячом, бубном, прыгалками). Эти игры дают возможность отработать с ребёнком наиболее простые движения(ходьба, бег, прыжки, ребёнок учится целенаправленно катать мяч, ловить, бросать и постепенно подготовить его к овладению более сложными, комбинированными движениями.

  Подвижные игры одновременно помогают успешному формированию речи. Они способствуют развитию чувства ритма, гармоничности движений, положительно влияют на психическое состояние детей с ОНР.  

Литература:

Е. Маслова «Развитие общей и мелкой моторики для детей с нарушениями речи. Часть 1»,  Мн., 2010

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.